**** |
|
|
|
Меню сайта |
|
|
|
Наш опрос |
|
|
|
Самое популярное |
|
|
|
Время жизни сайта |
|
|
|
|
Главная » 2009 » Ноябрь » 10 » Эффективность тестирования
18:38 Эффективность тестирования |
Первый набор студентов по тестам - не хуже прежнего «Тестирование не показывает реальный уровень подготовки абитуриента», - вот одна из главных претензий, которую предъявляли учителя и ученики новой системе приема в вузы по сертификатам внешнего независимого оценивания (ВНО). Понятно, что ни одно мнение не лишено доли субъективизма. Теперь у украинцев появилась возможность объективно оценить то, насколько хорошо тесты «отфильтровывают» абитуриентов. В октябре были обнародованы результаты специального исследования качества набора студентов по сертификатам ВНО. Его провела общественная организация «Образовательные инициативы» при поддержке Программы содействия внешнему тестированию в Украине USETI.
КАК СЧИТАЛИ. Чтобы определить, насколько эффективно тесты отбирают способных получать высшее образование, сопоставили средний балл сертификатов поступивших студентов и средний балл экзаменов за первые две сессии (в 2008-2009 учебном году). В результате вывели т. н. коэффициент корреляции, который и является критерием качества набора студентов. К слову, эта методика давно отработана в мировой практике, насчитывающей десятки лет применения тестовых технологий.
В пилотном проекте участвовало только 10 университетов, в т.ч. частных, которые представляли разные регионы и основные типы вузов по областям знаний. Расчеты строились на основе успеваемости 9200 студентов этих вузов. Правда, не все из исследуемых вузов смогли предоставить полные данные за год, а дали только итоги зимней или летней сессии, и плюс к тому - данные о среднем балле аттестата получены только по 508 студентам. Поэтому авторы исследования рекомендуют расценивать полученные результаты как предварительные, которые еще будут уточняться. Итак, какой получился коэффициент корреляции украинского тестирования и о чем он рассказал.
ЛУЧШЕ АМЕРИКИ. Средний коэффициент корреляции составил вполне приличные 0,503. По западным критериям, считается, что при значении больше 0,5 надежность тестов высокая; от 0,3 до 0,5 - достаточная; от 0 до 0,3 - низкая; а бывает и отрицательная, что абсолютно недопустимо. Для сравнения: аналогичный показатель американских вузов в период вступительной кампании 2008 г. составил от 0,44 до 0,52. Что позволяет утверждать: надежность нашего ВНО по мировой классификации находится на высоком уровне.
УКРАИНСКИЙ - ХОРОШО... Исследователи не остановились на общей оценке и проанализировали, насколько хорошо прогнозируют будущие результаты учебы тесты по трем основным предметам - математике, украинскому языку и литературе и истории Украины. Оказалось, что очень хорошо работает тест по украинскому языку (недаром он считается весьма трудным). Причем и на инженерных специальностях, а на геологических, биологических и химических факультетах он работает даже лучше, чем профильные для них география и биология (Львовский нацуниверситет).
Но на физическом, математическом и инженерном направлениях более показательной все же была математика. Так, на мехмате «Шевченко» коэффициент по математике вышел 0,65, а по мове - 0,337. Т.е. «прогнозность» последнего для технарей в 2 раза хуже. Поэтому звучат предложения разбить тест по украинскому на два предмета, языку и литературе - чтобы технари не тратили время на второстепенную для них украинскую литературу.
Для Украинского центра также должна быть интересна информация, что тест по украинскому очень плохо прогнозирует способности будущих студентов в изучении новых дисциплин филологического направления - славянских и латинского языков. И возможно, правы те, кто предлагает увеличить перечень тестов по гуманитарным предметам. Что касается тестов по истории Украины, то по ней четких закономерностей нет.
...А ЭКЗАМЕН - ПЛОХО. Не забыли в исследовании и о среднем балле аттестата и вступительных экзаменов. Вышло, что если бы, к примеру, студентов отбирали по среднему баллу аттестата, то коэффициент составил бы около 0,4; т.е. надежность отбора была бы гораздо хуже, чем по сертификатам. А вот если бы брался суммарный балл сертификатов и аттестата, то качество отбора, наоборот, существенно возрастет (0,75 против 0,503). Что, кстати, подтверждает правильность намерения Минобразования учитывать при поступлении в будущем году средний балл аттестата. Правда, предполагается прибавлять балл аттестата по 12-балльной шкале, а для большего эффекта его стоило бы переводить в соизмеримую с сертификатами 200-балльную шкалу.
Очень показательно также, что надежность приема в одном из исследуемых вузов на специальность «Международная экономика» по вступительному экзамену «английский язык» (в 2008 г. тестирования по нему еще не было) оказалась вообще нулевой (!). Это иллюстрирует «субъективность» оценок при старой системе поступления.
ВЫВОДЫ:
1. Основными предметами при конкурсном отборе могут быть украинский и математика, остальные играют вспомогательную роль.
2. Учет среднего балла аттестата сыграет положительную роль. Но лучше, чтобы он учитывался в соизмеримой шкале с сертификатами.
3. Возможно, в ближайшем будущем МОН и вузы придут к тому, чтобы устанавливать по конкурсным предметам разные весовые коэффициенты и таким способом оптимизировать формулу, по которой вуз отбирает своего студента.
4. Целесообразным видится введение тестирования на специальные знания при переходе от бакалавра к магистру, как это практикуется в Америке.
ЧТО ГОВОРЯТ РЕКТОРЫ
Мы попросили ректоров и проректоров украинских вузов сравнить старую и новую системы поступления по эффективности отбора «качественных» студентов.
Владимир Бугров, проректор КНУ им. Т.Шевченко:
- Как показал наш анализ, произошла резкая дифференциация успеваемости наших студентов. Те, кто имел высокие баллы сертификатов, подтвердили их и учатся хорошо. Но и обладатели низких баллов - а это в основном были льготники - тоже учатся соответственно, из-за чего возросло количество двоечников, недопусков к сессии и отчислений.
Юрий Якименко, 1-й проректор КПИ:
- В целом контингент поступивших в 2008 г. не очень отличается от предыдущих лет. Но у нас как у технического вуза остается проблема, которую ВНО не решает. Это очень низкий уровень знаний абитуриентов по физике: по итогам первого года учебы коэффициент корреляции получился ниже 0,2. Причем абитуриенты имели высокие баллы сертификатов, а учатся очень плохо. С одной стороны, мы знаем, что физика в школе преподается слабо. Но с другой, видимо, и требования в тестах по физике слишком низкие. И все вместе эти факторы дают общий низкий уровень студентов-технарей. Раньше нам удавалось растить «своего» студента через систему олимпиад, но сейчас стимулов участвовать в этой системе уже нет.
Юрий Холин, проректор ХНУ им. В.Каразина:
- Считаю, что результаты первого набора студентов по сертификатам ВНО вполне удовлетворительные, и уровень первокурсников, по крайней мере, не ухудшился. Те, кто в прошлом году имел высокие баллы, подтвердили свой уровень и учатся хорошо. Показательно также, что в прошлом году выросло количество студентов из сел и небольших городов. Раньше эти ребята боялись ехать далеко от дома поступать в рейтинговые вузы, а теперь многим это удается - именно благодаря ВНО. Но тесты должны эволюционировать, чтобы они проверяли не только запоминание фактов, но и умение логически мыслить.
Автор: Наталия Яворская
По материалам: Сегодня
|
Просмотров: 1245 |
Добавил: uchitell
| Рейтинг: 0.0/0 |
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]
|
|
Поиск |
|
|
|
Реклама |
|
|
|
Календарь |
|
|
|
Архив записей |
|
|
|
Статистика |
|
|
|
|