Что вы
готовы сделать за 40 копеек? Многие даже поленятся нагнуться, чтобы поднять
мелочь с земли. А ведь именно столько получают школьные учителя за час усилий,
потраченных на вашего ребенка.
Эта статья
касается не только судьбы полуторамиллионной армии украинских учителей, но и
восьми миллионов учащихся, среди которых — ваша кровиночка.
Униженные и оскорбленные
В украинской
школе веет холодом. И не только потому, что не топят и из щелей дует — прохладнее
становятся отношения учителей и детей.
Ученики все
меньше уважают тех, кто дает им знания и должен быть примером. Глядя на еле
сводящих концы с концами «Марьивановных», школьники думают: «Не дай Бог
оказаться на их месте». Даже лучшие учителя сталкиваются с мнением современных
детей: «Если ты такой умный, то почему такой бедный?» Получив свои мизерные
зарплаты (на сегодняшний день это чуть больше ста долларов в месяц), учителя не
только ученикам, но и самим себе не могут ответить на этот вопрос.
Всем нашим
политикам (судя по их драчливому поведению, они обожают экстрим) хочется
предложить хотя бы месяц пожить на учительскую зарплату. Есть и другой вариант
— отдавать детей или внуков политиков, министров, высших чиновников в обычные
школы, в которых учителя за воспитание их чада будут получать денежный
эквивалент осьмушки черного хлеба.
Неужели
кого-то до сих пор удивляет, что краснодипломницы педагогических вузов
предпочитают званию Учитель должность простой секретарши? Удивляет иное — среди
миллионной армии нищих и униженных учителей немало тех, кто любит обучать и
воспитывать детей. Но таких с каждым годом становится все меньше. Энтузиазм,
даже у самых преданных, угасает. «Вымывание мозгов» происходит даже в высшей
школе. Если ситуация останется прежней, то кто будет воплощать в жизнь
национальную идею?
Давайте
смотреть правде в лицо: в нашей стране слово «учитель» стало почти синонимом
неудачника. А уровень образования, которым мы по праву гордились еще недавно,
стремительно падает.
Зарплата
учителей превратилась в форму изощренного унижения и уничтожения. Есть в мире
такая организация МОТ — Международная организация труда, в которую входят 183
государства. Там подсчитали: для того чтобы человек мог физиологически
функционировать, он должен зарабатывать три доллара в час. Это нижний предел
для самых слаборазвитых стран, среди которых и Украина. Учительские зарплаты —
ниже предела выживания, не только морального и интеллектуального, но и
физического.
Диву
даешься, как учителям в таких условиях удается сохранять собственное
достоинство и доверие к себе. По данным социсследований Центра Разумкова,
именно учителя — аутсайдеры по зарплатам — остаются лидерами общественного
доверия в Украине. Хотя и к ним доверие постепенно снижается. В 2006 году им
полностью доверяли 26,4% опрошенных (и скорее доверяли 54,9%), а в 2002 году
уровень полного доверия был значительно выше —43,7%.
На дне
Самые
высокие в мире зарплаты учителей — в Цюрихе (Швейцария) — составляют 84 500
долларов в год. На втором месте — учителя Нью-Йорка с доходами в 68?900 долл. В
Литве, не менее нас страдающей от кризиса, учителя получают 4000 литов (около
тысячи евро) и очень недовольны своей зарплатой.
Считаете
некорректным сравнивать Украину с развитыми странами? Тогда приведу еще
несколько фактов. Президент США зарабатывает 400 тыс. долл. в год — в шесть раз
больше американского учителя. Президент Литвы получает 3500 евро в месяц, что в
3,5 раза больше литовского преподавателя. Зарплата президента Украины
составляет около 36 тыс. грн. в месяц — в 30 раз больше, чем у украинского
учителя.
Съеденное
инфляцией финансирование отрасли оставляет педагогов без средств существования,
а школы — без самого необходимого. Но учителя покорно ждут задержанных зарплат,
а общество остается равнодушным. Абсурд, но в стране нищих учителей бастуют не
они, а депутаты. Символами «современного» украинского образования становятся
сотни старых школьных зданий, которые вот-вот рухнут.
Когда
правительство Франции попыталось снизить расходы на образование на три
процента, массовую забастовку французских профсоюзов поддержали ученики и
родители. Французы прекрасно понимают — снижение финансирования чревато
неконкурентоспособностью их детей. Французские учителя не боятся бастовать —
они получают материальную и моральную поддержку общества. Может, вы думаете,
что это заслуга традиционной демократии и что неоперившейся Украине Франция не
пример? Тогда посмотрим на бывших собратьев по СССР. Литва такой же кандидат на
дефолт, как и Украина. Но литовские учителя бастуют. Придет время, и доведенные
до отчаянья украинские учителя тоже скажут свое слово.
Какие рычаги
влияния есть у профсоюзов? Во-первых, учителя имеют право в свободное от
занятий время устроить массовое пикетирование государственных органов — от
райадминистрации до Министерства образования. Если их не услышат, учителя могут
провести забастовку на рабочих местах: в школу приходить, а уроки не вести. А
если все недовольные съедутся в Киев, то колонна протестантов растянется от
улицы Грушевского до Выставочного центра на Теремках.
Политики должны ответить по статье
Что бы ни
происходило в стране, наши дети не перестанут расти и посещать школу. Поэтому
нам необходимо нормализовать ситуацию в сфере образования, и для этого есть два
пути.
Первый,
казалось бы, простой — соблюдать законодательство Украины. У нас есть ряд
достойных законов в этой отрасли. В том числе общий закон «Об образовании» и
отдельные законы о дошкольном, среднем и высшем образовании.
Но сегодня в
Украине закон используется как дышло. Самые прекрасные законы бессмысленны,
если их не выполняют. А что будет, если выполнять, например, статью 57 Закона
Украины «Об образовании»? В соответствии с этой статьей оклад учителя должен
равняться средней зарплате по промышленности, т.е. составлять больше двух тысяч
гривен. А оклад преподавателя вуза — вдвое больше, то есть более четырех тысяч
гривен. Только в таком случае можно говорить о постепенном пополнении школ и
вузов талантливыми кадрами.
Если кто-то
считает, что сейчас не время для развития образования, то стоит обратиться к
мировому опыту. Вряд ли у побежденной во Второй мировой войне Японии или
разрушенной Корее условия были лучше. Но они сделали ставку на образование и
выиграли будущее.
Создавая для
преподавателей нормальные условия труда, можно пойти европейским путем. В этом
плане интересен опыт Франции. Можно предоставить учителям статус госслужащих. В
Верховной Раде лежит законопроект «О предоставлении статуса государственного
служащего медицинским, педагогическим и научно-педагогическим работникам». Но в
условиях перманентной предвыборной гонки до его рассмотрения очередь дойдет не
скоро.
Ситуация в
образовании Украины будет ухудшаться до тех пор, пока профсоюз учителей,
родительские комитеты, другие гражданские институты не объединят свои усилия и не
заставят власть системно заниматься этой проблемой.
Автор: Александр ЯЦУНЬ (председатель Киевской
городской организации профсоюза работников образования и науки Украины)