Тема ляпов и фактических ошибок в
учебниках по истории оказалась, как ни парадоксально, благодатной.
После выхода первой части журналистского расследования мне звонили из
Донецка, Луганска, Севастополя, Одессы. Звонили и профессора, и школьные
учителя, и просто родители. Читатели подбрасывали свои наблюдения,
присылали материалы «в помощь», щедро делились конфиденциальной
информацией — всем хотелось получить наконец-то идеальный учебник,
лишенный хронических проблем, свойственных этому виду книжной продукции в
Украине. А мне хотелось разобраться, почему простые люди замечают
откровенные глупости в учебной литературе лучше, чем «ученые» с
докторскими степенями, оседлавшие прибыльный бизнес освоения
государственных денег?
Я подозревал, что у нас давно сложилась в
педагогическом мирке «мафиозная» система, где рука руку моет. Пишет,
скажем, г-н N школьный учебник, а издательство, где его будут печатать,
принадлежит бывшему министру или его ближайшим друзьям. А экспертными
оценками заинтересованные стороны обмениваются, поддерживая друг друга:
ты — комплиментарное заключение моему детищу, мой друг, сидящий в
экспертном органе, аналогичную «справку» о педагогическом здоровье —
тебе. А в результате действительно талантливым авторам невозможно
пробиться в избранный круг «учебникоделов». Причем, радею я не за себя. Я
никогда учебников не писал и не собираюсь. Но мне хочется, чтобы их
составляли люди профессиональные и талантливые. Для наших детей и для
нашего будущего.
С орфографическими ошибками все ясно. Если они есть,
значит в издательстве, напечатавшем учебник, отсутствуют даже грамотные
корректора. Но не корректор же виноват, что в той же «Истории Украины»
для 11 класса А. Струкевича, И. Романюка и С. Дровозюка, напечатанной
столичным (!) издательством «Грамота», значок «Ворошиловский стрелок»
попал на стр. 16 в перечень медалей СССР… «за трудовые достижения»?
Во-первых, значок — не медаль. Во-вторых, он выдавался за отличную
стрельбу ОСОАВИАХИМом — Обществом содействия обороне, авиационному и
химическому строительству! И, в-третьих, кто был обязан
проконтролировать авторов, если они ошиблись? Должна же быть у нас
система контроля?
Чудеса. В учебнике для 11 класса значок «Ворошиловский стрелок» включили в медали за «трудовые достижения»
Система, оказывается, есть. Причем многоступенчатая.
Но главные экспертные органы красуются прямо на второй странице
учебника. К примеру, та же «История Украины» для 11-го класса,
написанная Струкевичем и его соавторами, начинается словами: «Издано за
счет государственных средств. Продажа запрещена». Эта формулировка,
кстати, означает, что НДС с такой продукции не взимается. Крылатая
фраза: «Печатать книги — это печатать деньги»
становится вдвойне справедливой, когда книги — это учебники,
печатающиеся частным издательством за государственный счет. А далее в
учебнике на той же странице можно прочесть: «Научную экспертизу проводил
Институт истории Украины НАН Украины. Психолого-педагогическую
экспертизу проводил Институт педагогики НАПН Украины».
Интересно, как получило высокое одобрение этих
глубоконаучных органов издательство «Грамота», искренне считающее в лице
своих триединых авторов Струкевича, Романюка и Дровозюка, что «в
украинской литературе процветают фантастика, детектив,
любовно-авантюрный роман» и делающих г-на Медведева (о, расцвет фантастики прямо в учебнике по истории!) главой России на пять лет раньше, чем он стал им в реальности?
С этим мы еще разберемся: в моих планах интервью и с
директором Института истории г-ном Смолием, и с его коллегой по
директорскому ремеслу из Института педагогики г-ном Мадзигоном. Но
сначала я хотел встретиться с руководителем внезапно прославившегося на
всю Украину издательства «Грамота» г-жой Лидией Чичановской. Однако она,
как сказали мне, срочно уехала в Москву. Но ничего. Не навсегда же в
Москву уезжают хорошие люди, если интересы практически лишенного
коммерческих рисков бизнеса связывают их с Киевом?
Издательства, печатающие учебники за госсчет, НДС не платят
Все, что мне удалось узнать, это то, что издательство
«Грамота» по нашим временам весьма древнее — существует уже больше 10
лет (много учебников его придется почитать!), пребывает на учете в
государственной налоговой инспекции Подольского р-на Киева и
«користується пільгою по ПДВ згідно п.п. 197.1.25 п. 197.1 статті 197
розділу V Податкового кодексу України (постачання (передплати)
періодичних видань друкованих засобів масової інформації та книжок (крім
видань еротичного характеру), учнівських зошитів, підручників та
навчальних посібників вітчизняного виробництва, словників
українсько-іноземної або іноземно-української мови»…
«Умеют же люди устраиваться! — подумалось мне. Делают
для Украины благородное дело — потому и льготами пользуются… Все
согласно закону!» И взгляд мой почему-то сам собой остановился на
странице 279 из изданного «Грамотой» скандального учебника: «Деградация
науки происходит также за счет внутренней «утечки умов». За годы
независимости в коммерческие структуры перешло работать более 20%
научных работников». Вообще-то правильно говорить: «утечка мозгов». Ум,
он или есть, или его нет. А мозги действительно, бывает, «текут» и даже
«утекают», как выразился бы солист «Мумий Тролля» Лагутенко. В Москву
могут утекать. И из Москвы в Киев.
Жизнь штука сложная. Взять хотя бы Президента той же Национальной
академии педнаук г-на Кременя, подведомственный которому институт
одобрил «Историю Украины» для 11-го класса.
Мы даже не задумываемся, что кормим всем обществом
гигантскую бюрократическую структуру, отвечающую за то, чтобы материал в
учебниках был изложен легко, доходчиво и соответствовал психологическим
и педагогическим нормам — эту самую Национальную академию
педагогических наук! Все институты, в нее входящие, несут на себе
отпечаток их верховного руководителя и главного педагогического «гуру»
Украины — Василия Кременя, бывшего министра образования, как раз перед
Вакарчуком рулившего этой отраслью.
В. Кремень — институты его Академии «благословляют» учебники
Думаю, читателям будет интересно узнать, что
кандидатская диссертация г-на Кременя, являвшегося на момент ее защиты в
1976 г. не господином, а «товарищем», никакого отношения к педагогике
не имеет! Она называлась «Критика В.І. Леніним лівоопортуністичних
збочень питань теорії соціалістичної революції і сучасність». Я так
понимаю, боролся Кремень с политическими извращенцами, еще не
подозревая, что в 1998 году он сам мутирует, с точки зрения терминологии
своей же диссертации, в такого же «левого извращенца» (не подумайте
ничего плохого — это партийный сленг боевой молодости всех этих людей из
«кремня») и станет депутатом от партии власти при Кучме — СДПУ(о).
Докторская Кременя тоже никакого отношения к педагогике не имеет —
«Проблема співвідношення колективності і індивідуальності в історії
соціалістичної думки і сучасність». Отличная «педагогическая» карьера
для слесаря Конотопского автопарка, с чего Кремень начинал некогда
трудный путь в академики!
Единственное отношение к «педагогике» Василий Кремень
имел разве что в 80-е годы, когда работал завсектором вузов отдела
науки и учебных заведений ЦК Компартии Украины. Вот такой кадр —
«Сухомлинский» нашего времени! Еще есть вопросы, почему подведомственные
Кременю институты одобряют с «педагогической» и «психологической» точки
зрения учебники, которые, честно говоря, просто в голову не лезут из-за
пустого многословия, так любимого всеми бывшими партийными работниками
эпохи застоя?
|